Перезагрузка «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ: стандарты и блокчейн

Поиск эффективных путей и механизмов практического перехода к «зеленой» экономике и мер по сдерживанию изменения климата сегодня входят в повестку дня всех политических форумов современности. Страны ЕАЭС, включая Россию и Казахстан, реализуя собственные национальные стратегии развития, активно участвуют в этих процессах, выдвигая субрегиональные (наднациональные) инициативы. Редакция пригласила известных ученых России и Казахстана поделиться собственными исследованиями на эту важную тему.

Есекина Б.К., д.э.н., проф.,
НОЦ «Зеленая Академия» РК,
Шевчук А.В., д.э.н., проф.,
СОПС ВАВТ МЭР РФ

В современных условиях международной политической и экономической нестабильности, обусловленной сокращением природно-ресурсной базы и нарастанием экологических и климатических проблем, поиск путей перезагрузки «зеленой» экономики приобретает особую актуальность. Это ярко было подтверждено в выступлениях руководителей правительств Франции, Японии, России, Казахстана, Южной Кореи и других стран на недавно состоявшемся Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Выступления лидеров на саммите G-20 в г. Гамбурге (Германия) также продемонстрировали глубокую озабоченность темпами глобального изменения климата и утраты природного капитала, и в этой связи переход к модели «зеленой» низкоуглеродной экономики был определен «в качестве приоритетного в экономической политике развитых стран мира на ближайшую перспективу».

Обобщение исследований ООН и авторитетных международных организаций (Всемирного банка, АБР, ОЭСР и других) свидетельствует о том, что современная концепция «зеленой» экономики под воздействием глобальных рисков модернизируется и требует принятия практических мер, среди которых наиболее приоритетными являются: 1) разработка и внедрение «зеленых» стандартов в процессах инвестирования, производства и строительства ; 2) разработка и внедрение «зеленых» индикаторов в системы национальной статистики; 3) разработка и внедрение механизмов эффективного природопользования и обеспечения климатической устойчивости с использованием цифровых технологий.

Так, Всемирным банком (ВБ) презентовано 10 новых стандартов социально-экологической политики инвестиционных проектов, предусматривающих оценку и управление социально-экологическими рисками, эффективное использование ресурсов, сохранение биоразнообразия и других. Уже в этом году ВБ планирует приступить к обсуждению с правительствами стран — участниц ООН новых принципов и стандартов реализации инвестиционных проектов, на основе которых будут разработаны меры и действия на национальном уровне.

Не первый год в рамках новых веяний эксперты ООН предлагают гармонизировать стандарты «зеленого» строительства инфраструктурных объектов (LEED, BREEAM, DGNB и др.) со стандартами GPM, GRI, ЕСУП, ISO 14000, 10 принципами глобального договора ООН, однако работа эта идет крайне медленно.

В то же время, в связи с ужесточением стандартов ВБ, ВТО, ОЭСР сегодня требуется проведение новых совместных исследований, обосновывающих разработку «зеленых» стандартов для промышленности, строительства, сельского хозяйства и других сфер «зеленого» бизнеса.

Ответом на новые глобальные вызовы должны стать, понашему мнению, развитие и внедрение принципиально нового, единого и комплексного экологического подхода к управлению экономикой ЕАЭС на основе открытых национальных стандартов, системно отображающих позиционирование и целеполагание стран ЕАЭС в геополитическом и цивилизационном пространстве и «зеленом» росте.

Основными факторами, сдерживающими сегодня переход к «зеленой» экономике и внедрение «зеленых» технологий в России и Казахстане, являются: 1) отсутствие стандартов «зеленых» технологий; 2) отсутствие нормативной базы, позволяющей стимулировать внедрение «зеленых» технологий; 3) недостаточная информированность производителей о современных «зеленых» технологиях; 4) отсутствие профессионально подготовленных менеджеров в области экологического проектного управления; 5) сравнительно низкие цены на «коричневые» технологии, прежде всего в горно-добывающем комплексе.

Необходимо разработать открытые национальные стандарты экологического управления проектами, программами, портфелями в 10 приоритетных областях «зеленой» экономики, разработать межгосударственный стандарт экологического проектного управления и компетенций экологических команд проектов.

Велика также потребность в профессиональных и образовательных стандартах у руководителей (менеджеров) проектов, программ, портфелей с учетом требований и рекомендаций экологического проектного управления и экологической безопасности.

Требуется также обеспечить разработку необходимых поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации и межгосударственные акты ЕАЭС, в части введения экологического проектного управления в области охраны окружающей среды и мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших мировых и региональных экологических проектных практик.

Критическая необходимость обеспечения экологической безопасности наших стран свидетельствует о целесообразности оперативного вмешательства органов управления с целью предотвращения безвозвратной потери национального природного капитала. В этой связи, установление общепризнанных пороговых пределов — «зеленых» стандартов производства позволит своевременно изменить негативные тенденции в природопользовании и окружающей среде.

В качестве «зеленых» стандартов ОЭСР предлагает использовать базовые экологические индикаторы (показатели, отражающие уровень вредного влияния на окружающую среду) при производстве и потреблении продукции. При выборе экологических индикаторов должны быть учтены требования, соблюдение которых обеспечивает поддержание целесообразного взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой в рамках реализации инвестиционного, либо производственного проекта, а также предупреждение прямого и косвенного вредного воздействия результатов использования или потребления продукции на природную среду.

Для обоснования необходимости учета экологических индикаторов при оценке качества производимой продукции необходимо осуществлять анализ процессов ее использования или потребления с целью выявления возможности химических, механических, световых, звуковых, биологических, радиационных и других влияний на окружающую среду.

Принятие законопроекта о техническом нормировании в области охраны окружающей среды в стране предполагает модернизацию производства на базе внедрения наилучших технологий с точки зрения снижения воздействия на окружающую среду. Это — серьезный шаг вперед по внедрению и переходу отечественных производств на новые, конкурентные «зеленые» технологии.

Реализация вышеназванных мер возможна лишь при кардинальном изменении подходов к страновой экологической политике, формировании гибкой, прозрачной и адаптивной системы государственного управления техногенным воздействием на окружающую среду, которая должна стать составной частью «зеленой» экономики.

Большие возможности ускоренной экологизации производства предоставляют цифровые технологии. Для того чтобы в полной мере использовать потенциал цифровых решений в сфере эффективного природопользования, необходимо повысить осведомленность об этих возможностях и устранить такие проблемы, как нехватка ресурсов, знаний и правовой определенности, которые в значительной мере препятствуют их использованию в странах ЕАЭС. Пристального внимания также заслуживают инициативы ЕС по цифровой инфраструктуре и трансформации промышленности, а также законодательные предложения по трансграничному потоку данных, онлайн-платформам и доступу к публичным данным и их повторному использованию с позиции достижения устойчивого развития.

Широко известно, что одной из универсальных цифровых технологий сохранения природных ресурсов и эффективного природопользования является технология блокчейн. На Всемирном экономическом форуме этого года в г. Давосе, несмотря на многочисленные протесты ряда политиков и экспертов ведущих стран мира, блокчейн-технология была признана одной из самых перспективных. Эксперты считают, что экономический и социальный потенциал блокчейн способен фундаментально изменить принципы организации рынков во всех отраслях, включая рынок природных ресурсов. По своей структуре блокчейн — это децентрализованный цифровой реестр данных транзакций, который может совместно использоваться распределенной сетью участников рынка, способный кардинально изменить логику ведения бизнеса (business as usual). Особенностью систем, созданных на основе блокчейн-решений, является повышенная устойчивость, безопасность, а также эффективность и прозрачность всех процессов.

Другими словами, технология блокчейн позволяет создавать новые проекты, в которых основная ставка сделана на абсолютную прозрачность и открытость (например, денежные переводы, контроль логистики и пр.).

Технологии блокчейна открывают доступ к освоению природных ресурсов несистемным инвесторам — обычным людям, обывателям. Например, через процедуру ICO. В целом блокчейн позволяет:

• сохранять полную и достоверную информацию в режиме реального времени и исключает возможность внесения несанкционированных изменений в распределенной базе данных, как по отдельным залежам минерального сырья, так и по всему месторождению в целом, включает информацию и по каждому участнику процесса недропользования;

• для экспертной деятельности предоставляется преемственный, неразрывный, последовательно наполняющийся архив данных по всем объектам и субъектам недропользования. Удобный и мгновенно доступный для анализа и экспертизы по необходимым параметрам и показателям, от геологической, технологической информации до материальных и финансовых потоков;

• данные могут быть как открытые, так и ограниченные по доступу. Возможно ранжирование доступа.

Блокчейн на сегодняшний день является самым надежным хранителем контрактной или иной информации и внесенных в нее изменений.

В настоящее время в Российской Федерации разрабатывается децентрализованная торговая платформа по торговле природными ресурсами и полезными ископаемыми (платформа)*. Использование данной платформы позволит всем представителям горнодобывающего, природоресурсного бизнеса выпускать собственные токены, привязанные к добываемым и добытым природным ресурсам. Платформа восстанавливает преемственность оценки запасов минерального сырья, методов и качества их отработки за счет пользователей. Эту сложную и дорогостоящую работу держатели лицензии будут делать за счет собственных средств, одновременно укрепляя информационную и налоговую базу государства.

Для природопользователей такой подход привлечения финансов — оптимален по сравнению с банковским кредитованием и ежемесячным погашением кредита, ограничивающим денежные средства, вкладываемые, непосредственно, в добычу природных ресурсов, помимо этого, будут преодолены конъюнктурные риски, связанные с изменением цен в период массового сбыта сырьевой продукции.

Впервые в истории развития инвестиционных инструментов будет реализована возможность инвестору самостоятельно регулировать соотношение доходность/риски в рамках одного проекта. Платформа не принадлежит разработчику, а действует на принципах открытой платформы, позволяя принять участие в управлении торговлей природными ресурсами любому зарегистрированному пользователю, что отвечает принципам децентрализованных систем.

Помимо этого, Фонд «Русский углерод» (г. Москва) и Aira Group (г. Тольятти) предложили первый в мире проект по созданию карбоновых контрактов. Суть проекта заключатся в разработке блокчейн-платформы для углеродного рынка, который может быть использован в тех странах, где ратифицирован Киотский протокол или Парижское климатическое соглашение. Эксперты прогнозируют, что к 2020 г. ценовой объем глобального углеродного рынка может достигнуть 2-3 трлн долларов в год. В то же время, существующие углеродные рынки сильно сегментированы, институты разрознены, а инструменты неконвертируемы. Эти недостатки могут быть устранены путем использования технологии блокчейн. Созданная платформа позволяет использовать актив-право выбросов парниковых газов неограниченному числу пользователей — от международных, государственных структур, транснациональных корпораций до частных компаний. Более того, базовый актив может генерироваться в любой точке земного шара и не требует физической транспортировки. Таким образом, такая платформа может быть использована как альтернативная система для операций по регистрации и переуступке углеродных единиц, а также для выбора проектов для инвестирования.

В 2016 г. на новой платформе была успешна произведена пилотная транзакция, в которой приняли участие фонд «Русский углерод», Airalab, Airalab Group, Baker и McKenzie. Участники отметили доступность к разрозненным рынкам при снижении транзакционных издержек. Помимо этого, для компаний, которые попали под углеродное регулирование, такая система обеспечивает хеджирование рисков, а инвесторы в свою очередь получают доступ к широкому кругу инвестиционных проектов.

Представляется, что использование технологии блокчейн для углеродного регулирования открывает большие возможности для стран с большим углеродным потенциалом, таких, как США, Китай и ЕАЭС.

В заключение хотелось бы отметить, что пришло время в ЕАЭС объединить экспертные и профессиональные сообщества ученых, экспертов-экологов, биологов, геологов, почвоведов, инженеров, конструкторов, экономистов, проектных менеджеров и начать сближение стратегий для достижения устойчивого развития стран и реальной модернизации национальных экономик наших стран.

*Авторы благодарят Некрасову М.А., к.г.-м.н. (СОПС), Перелета Р.А., к.э.н. (ИСА РАН), Теперина И.В. (Адиком-Системс), Якуцени С.П., к.г.-м.н. (АО «Геолэкспертиза»), предоставивших материалы своих исследований.

Добавить комментарий